В Казахстане продолжается активная работа по совершенствованию налогового администрирования. Комитет государственных доходов (КГД) напоминает налогоплательщикам о ключевых аспектах, касающихся налоговых проверок, которые особенно актуальны в 2025 году.
Какие бывают проверки?
Налоговые органы проводят два основных вида проверок:
- Камеральная проверка — проводится автоматически по данным налоговой отчетности. Она не требует присутствия налогоплательщика, и по её результатам могут быть направлены уведомления с предложением внести корректировки.
- Выездная проверка — более серьёзный формат контроля, при котором налоговики посещают компанию и анализируют документы на месте. Проводится при наличии обоснованных рисков.
Причины для выездной проверки
КГД указывает, что чаще всего основаниями для выездных проверок становятся:
- наличие расхождений между отчетами налогоплательщика и контрагентов;
- признаки необоснованного уменьшения налоговой базы;
- отсутствие экономической целесообразности сделок;
- работа с “фирмами-однодневками”.
Также важно учитывать, что с 2024 года усилен риск-ориентированный подход: в зону внимания попадают субъекты с высокой степенью риска, определяемой по специальной шкале.
Что делать бизнесу?
Специалисты КГД рекомендуют:
- подавать отчётность без ошибок и в срок;
- проверять своих контрагентов через открытые базы данных;
- хранить все подтверждающие документы не менее пяти лет;
- при получении уведомления — реагировать своевременно и не игнорировать запросы налоговиков.
Прозрачность и цифровизация
В 2025 году налоговая служба активно внедряет цифровые инструменты: электронный аудит, аналитика транзакций и сквозной мониторинг операций позволяют выявлять риски заранее. Это значит, что налогоплательщики должны быть особенно внимательны к качеству отчётности и прозрачности операций.